Вниманию посетителей Богородицкого дворца-музея представлено 29 работ художника, писателя, поэта, иллюстратора Л. Талимоновой (1971-2011 гг.), созданных за период с 1989 по 2011 г. в России и Великобритании. Любовь Талимонова, являлась членом Союза художников и членом Союза писателей Великобритании.
"Кто я? И для чего я в этом мире?" – так начинается одно из ранних стихотворений Любови. Процесс поиска ответов на эти вопросы пронизывают всё её творчество: сказки, стихи, картины, иллюстрации. К творчеству Л. Талимоновой можно отнести слова М. Хайдергера о том, что "творение художественное воплощает в себе мысль сотворившего его мастера, оно призвано выявить глубинные смыслы отображаемого явления, выразить самые сущностные его основы".
Осмысливая пространственно-временные структуры мира, Любовь Талимонова содаёт серии картин: "Космос", "Странствия духа", "Гармония мира", "Мегалиты", "Знания" и др. Она свободна в своём самовыражении, но цель её творчества – раскрытие духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преобразования, связи с Высшим. Любовь смело устремляется на широкий духовный простор космоса.
Она решает проблемы пространства за счёт цвета, формы, линии. В их столкновении выкристаллизовывается поэзия картины. В их взаимоотношениях выявляется философия художницы.
На многих картинах Л. Талимоновой ("Ход времени", "Знания в символах", "Даруя огонь", "Эрдевен") спокойная, уравновешенная схема, при которой горизонт проходит в самой середине картины. Эта схема прекрасно сочетается с вертикальным форматом картины. Художница сознательно и свободно пользуется всеми ритмичными и эмоциональными возможностями, скрытыми в выборе горизонта, и в зависимости от темы, настроения, динамики картины ("Мегалиты уходят в бесконечность", "Дартмор", "В бескрайнем небе", "Время и руины", "Смена эпох", "Чувство полёта. Свобода"), распоряжается всем диапазоном точек зрения, часто включая и самую высокую (с высоты птичьего полёта).
Наряду с линейной перспективой Любовь использует световую перспективу. Конструкция пространства преследует не только оптические цели и служит не только для создания глубины. Эффекты перспективы оказывают глубокое эстетическое воздействие, создают ритм, усиливают действие, драматизируют его, пробуждают определённые эмоции и настроения. В так понятной глубине оказываются связаны воедино вопросы перспективы, цвета, тектоники, статики и динамики изображаемого, воздушной и цветовой перспективы.
Но главная характеристика картин Л. Талимоновой – их интуиктивная, или содержательная глубина. Как точно заметил Мерло-Понти: "Глубина живописного изображения... происходит неизвестно откуда, располагаясь, прорастая на полотне."
На картинах художницы встречаются общепринятые символы времени: изображение часов (в т.ч. "мягких" часов), астрологических знаков, сфинкса, Сатурна и др. Часто на картинах даны моменты далёкого прошлого, к примеру, времена, когда люди строили мегалиты (от греческого: мегас – большой, литос – камень). Художница как бы путешествует во времени, пытается почувствовать его суть, красоту и неповторимость мгновений и запечатлеть их в своих картинах. Древний человек на картинах Л. Талимоновой не дикарь, а человек тонкой душевной организации, которому присущи удивительные способности, ныне почти утраченные. Прошлое на её картинах предстаёт живым, реальным.
"Выше солнца" – одна из картин в экспозиции. На переднем плане белоснежный лотос, символ духовности и бесконечности. В мифологии Востока лотос, вырастающий сам по себе среди первозданного хаоса, символизирует центр мироздания. В Древнем Египте известны изображения лотоса в сочетании с образами богов, с другими сакральными символами. Лотос – эмблема Верхнего Египта. Согласно древнеиндийскому мифу из благоуханных лепестков лотоса образовалась Вселенная. В древней традиции лотос – эмблема совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Также, это божественный источник жизни. На картине у лотоса 7 лепестков. 7 – это волшебное, магическое число, знак совершенства, космического порядка, завершённости цикла. В каждой религии это число ассоциировалось с божественными силами. Лист лотоса слева трансформируется в часы, разливающиеся водой, и вода по капле стекает в реку. На листе лотоса справа сидит египетская богиня. Она находится на уровне солнца, которое за стеблем лотоса. Вдали сияют горы, по равнине течёт река, то тут, то там стоят мегалиты. И глядя на картину понимаешь, что древнеегипетская (возможно, дофараоновская) и мегалитическая цивилизации существовали одновременно, что люди этих цивилизаций общались, и те, и другие жили по законам гармонии, истины, добра и красоты.
Если душа светлая, высокая, то её энергия превосходит энергию солнца. Высокий Дух проходит сквозь времена и пространства. Время ему не страшно, оно может разлиться водой и по капельке упасть в реку. Высокий Дух и его идеи выше времени, выше солнца. Когда у людей такой подход к жизни и такое миропонимание, то в их обществе царит гармония.
В каждой картине Любови Талимоновой звучит призыв к познанию мира, к размышлению о жизни, к духовному совершенству.
Портал «Тульские пряники»